//
Время работы: ежедневно 11.00-20.00
г. Санкт-Петербург, набережная Мойки 100
Рус / En

Выставка «Царский досуг. Охота в Марьинских угодьях»


  • Тип
    Выставка
  • Время проведения
    23.06.2021 - 31.08.2021
  • Место проведения
    Музейно-выставочный центр Петербургский художник
Летом 2021 года в «Петербургском художнике» зрителю покажут акварели по мотивам колоды карт Михая Зичи (1827—1906). Наши современники, художники Ольга Ивлева и Николай Чирятьев, сделали акварельные копии карт Зичи в увеличенном до классического альбомного листа формате и представили их в пространстве выставочного центра. Этот необычный проект состоит из трех слагаемых: выдающейся личности Михая Зичи, исторической и культурной ценности его акварелей и самого феномена редких игральных карт. Михай (Михаил Александрович) Зичи — венгерско-русский художник, который на протяжении нескольких десятилетий был придворным живописцем Романовых. На его счету живописные произведения, акварели и рисунки со сценами из жизни императорской фамилии. Он известен как автор великолепных иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других писателей. Но главной темой своего творчества Зичи считал императорскую охоту, сюжеты из которой стали основой многих его графических и акварельных серий. Именно по мотивам зимней охоты императора Александра II, которая проходила в 1860 году, художник разработал комплект из 52 карт-юморесок. Оригиналы этих карт сейчас хранятся в Эрмитаже, они выполнены в акварели на тонком картоне и имеют миниатюрный формат — 9х5,5 см. Четыре масти этой колоды рассказывают историю охотничьих выездов. На них с живостью, простотой и мягким юмором Михай Зичи запечатлел особенности церемониала и охотничьего быта, показал шуточные сценки и ситуации, которые возникали в ходе охоты. Действующие лица этих сценок — постоянные участники императорских охот. Среди них великие князья Михаил и Николай Николаевичи — братья императора, генерал-адъютант Николай Александрович Огарев, генерал и граф И.К. Ламберт, светлейший князь Семен Михайлович Воронцов, светлейший князь Александр Аркадьевич Суворов и другие именитые особы. Они стоят у штанд, шагают по лесу, увязая в снегу, вырубают кустарник для удобства стрельбы и любуются охотничьими трофеями. Особое внимание привлекает персона графа Павла Карловича Ферзена. Он был обер-егермейстером двора, почти два десятилетия возглавлял императорскую охоту. Кроме того, Ферзен был другом Зичи, и именно его художник чаще всего изображал на охотничьих акварелях. Есть свидетельства, что Ферзен был главным заказчиком художника, выбирал сюжеты и оценивал выполненную работу. История жизни графа насыщена интересными фактами. Например, свою будущую супругу Ольгу Павловну Строганову, он похитил из родительского дома и тайно обвенчался с ней. Считается, что эту историю Пушкин взял за основу повести «Метель». Роду жены Ферзена принадлежали земли, на которых проходила памятная охота 1860 года —территории недалеко от станции Тосно — усадьба Марьино и Большое Лисино. С большой вероятностью, именно владения родственников императорского обер-егермейстера были местами охоты, запечатленными на картах Михая Зичи. Когда работа над акварельной серией была завершена, художник подарил карты императору. Редчайшие образцы графики стали частью охотничьего альбома Александра II. Они хранились в частной коллекции, а после 1917 года попали в фонд Эрмитажа. Зичи мечтал о том, чтобы карты были изданы, но этого не произошло — ни при его жизни, ни после. Благодаря выставке акварельных копий в «Петербургском художнике» зритель может увидеть всю серию карт в одном пространстве и представить императорскую охоту такой, какой она изображена на юморесках Зичи. Выставочный проект осуществляется совместно с усадьбой Марьино.

Работы, представленные на выставке:

//