//
Время работы: ежедневно 11.00-20.00
г. Санкт-Петербург, набережная Мойки 100
Рус / En

Передвижная выставка "Коллекция перемен. Ленинградская школа живописи"


  • Тип
    Выставка
  • Время проведения
    06.03.2021 - 21.04.2021
  • Место проведения
    Культурно- Выставочный центр имени Тенишевых г. Смоленск ул. Пржевальского, д.3
  • Контактная информация
    8(4812) 20-54-02
Музейно-выставочный центр «Петербургский художник», основанный меценатом Галиной Георгиевной Степановой в 2005 году, на сегодняшний день располагает  большим фондом живописи, в состав которого входят произведения более чем 40 художников, работавших в Ленинграде во 2-ой половине 20 века.
В 2015 году коллекции исполнилось 10 лет и свой юбилейны год «Петербургский художник» начал с масштабной выставки, представив зрителю лучшие произведения. В этом же году стартовал  проект передвижной выставки, в которую вошли наиболее показательные работы фондов музея.  Пейзажи и портреты, этюды и эскизы к картинам, составившие ее основу, призваны продемонстрировать зрителю особенности ленинградской реалистической школы живописи.

Выставка «Коллекция перемен» включает в себя работы художников, расцвет творчества которых пришелся на несколько послевоенных десятилетий. Не только обусловленность временем, но также и «гений места»  (на берегах Невы состоялось обучение большинства художников в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина) сформировали особенный «характер» творчества ленинградских живописцев. Теперь, имея небольшую историческую дистанцию, мы мыслим это направление как живописную школу, объединенную традициями художественного воспитания и особым отношением к изображению природы и человека – искренним, тонким, проникнутым ощущением «простой красоты».
Высокий уровень профессионального мастерства, приобретенный благодаря знаменитым учителям (педагогами художников были известные живописцы Игорь Грабарь, Александр Осмеркин, Андрей Мыльников, Евсей Моисеенко, Виктор Орешников и другие), также как и тенденция к изучению особенностей живописной манеры европейских художников 19 и начала 20 века  стали определяющими в творчестве ленинградских мастеров.

Говоря о характерных особенностях данного направления, стоит отметить, что для пейзажистов особый интерес стал представлять суровый колорит северной природы, окрестности Ленинграда, Карельского перешейка и средней полосы России. Немалую роль  в этом сыграло  возникновение Творческих баз Союза художников РСФСР, где художники работали вместе на пленэре.
Все это  позволило мастерам ленинградской школы выработать собственный пластический язык, а обращение к пейзажу стало способом для разработки новых композиционных приемов и поисков средств выразительности.
В условиях творческих исканий и открытий, натурный этюд перестал быть просто «упражнением», необходимым для профессионального развития живописца,  перерастая рамки материала для создания картины, он приобрел самоценное значение, приближаясь в этом смысле к картине.
Не менее важное значение в творчестве ленинградских мастеров имеет жанр портрета. Объектами для изображения художники выбирали близких людей, таким образом возникла галерея портретов интеллигенции, где облик портретируемого всегда передан с особой чуткостью и вниманием. Отдельно стоит упомянуть портреты-эскизы к картинам, благодаря которым перед зрителем возникает собирательный образ, раскрывающий характер эпохи.
Стараясь выявить общность в искусстве ленинградских живописцев, а также проследить наследственность традиции, в сохранение которой важную роль играет академический художественный метод, «Петербургским художником» была сформирована выставка «Коллекция перемен», целью которой стало знакомство широкого круга зрителей с этим явлением в отечественном искусстве.
//