//
Время работы: ежедневно 11.00-20.00
г. Санкт-Петербург, набережная Мойки 100
Рус / En

Выставка живописи "Коллекция перемен"


  • Тип
    Выставка
  • Место проведения
    Ленинградская улица, 56А, Сосновый Бор
5 марта 2024-25 мая 2024
в Сосновоборском музее современного искусства.
"Коллекция перемен. Ленинградская школа живописи. 1950-90-е годы" - проект музейно-выставочного центра "Петербургский художник", куда вошли также работы из фондов Сосновоборского художественного музея современного искусства.
В состав экспозиции входит 41 произведение из коллекции петербургского мецената, основателя музея "Петербургский художник" и владельца усадьбы "Марьино" Галины Степановой. 9 произведений - из фондов Сосновоборского художественного музея современного искусства.
Как отмечают исследователи, «Ленинградская школа реалистической живописи» – это «третий путь» развития искусства СССР послевоенного времени. Произведения этого периода лишены пафоса и конъюнктуры официального «стиля» и одновременно они не носят признаков «левых» течений 2-ой половины XX века.
Ленинградская живописная школа объединена традициями академического художественного воспитания и особым отношением к изображению природы и человека – искренним, тонким, проникнутым ощущением «простой красоты».
Выставка включает в себя пейзажи, портреты, натюрморты таких влиятельных мастеров как Виктор Коровин, Борис Шаманов, Виктор Рейхет, Леонид Фокин, Марина Тиме (Блок), Иван Варичев, Иван Савенко и многих других.
Адрес: Ленинградская улица, 56А, Сосновый Бор

Музейно-выставочный центр «Петербургский художник» основан меценатом Галиной
Георгиевной Степановой в 2005 году. Сегодня в фондах музея находятся произведения
более чем сорока художников, которые работали в Ленинграде во второй половине ХХ
века.
В 2015 году коллекции исполнилось десять лет и свой юбилейный год «Петербургский
художник» начал с масштабной выставки, представив зрителю свои лучшие
произведения. В этом же году стартовал проект передвижной выставки, в которую вошли
наиболее показательные работы из фондов музея. Пейзажи и портреты, этюды и эскизы к
картинам, составившие ее основу, демонстрируют зрителю особенности ленинградской
реалистической школы живописи.
Явление, что мы называем ленинградской школой реалистической живописи,
сформировалось под воздействием двух основных факторов: места и времени. При этом
и место, и время здесь имеют более сложную семантику, чем простое определение
города и лет. Тот срок, что называется периодом формирования школы — с 1932-го по
1990-е годы — на самом деле, является периодом её созревания и активного действия. Но
долгий путь её начался гораздо раньше, во второй половине 19 века, и заканчивается (или
замирает) сегодня. Сильный и стильный характер будущего направления генетически
определился «Бунтом 14-ти» в 1863-м и окончательно укрепился в пореформенной
Академии художеств. «Искание красоты», по меткому замечанию Александра Бенуа,
ставшее одним из основных мотивов, движущих русским (российским) художником, в
разные времена принимало формы, отражающие настроения этих времён, но этим не
ограничивалось. Поэтому и сам термин «школа» сообщает не столько о рамках,
унаследованных от академии, сколько о той дисциплине, которая вырабатывалась в
привычку наблюдать и слушать, не переставая. Быть может, в этом и кроется причина
того, что живопись ленинградских мастеров, находившихся так близко к «школе»,
постепенно оказывается всё дальше от школьных шаблонов. Тот же Александр Бенуа
писал, что чисто художественных затей в русской живописи насчитывается меньше,
чем в какой-либо другой живописной школе. Так оно и было — ровно до тех пор, в
которые эти слова прозвучали. Начиная с короткого периода модерна, и затем, под
мощным влиянием авангарда, живопись вышла из тесного русла академизма, на тот
момент чуть раздвинутого общественно-социальным влиянием демократов-
передвижников.  За долгие годы, прошедшие от начала 20-го века по сегодняшний день,
академическая школа оформилась в настоящую коллекцию перемен, что испытаны ею на
практике. Частная коллекция «Петербургского художника» иллюстрирует отдельное
влияние прошлых и некоторую суть нынешних перемен, за которыми — будущее.    
На выставке представлены пейзажи Ленинграда и его окрестностей, Карельского
перешейка и средней полосы России, этюды и картины, созданные в разное время на
творческих базах РСФСР, портреты творческой интеллигенции и портреты-эскизы к
картинам, благодаря которым перед зрителем возникает собирательный образ,
раскрывающий характер эпохи.
В экспозицию вошли произведения Александра Романычева, Вячеслава Набатова,
Энгельса Козлова, Ивана Варичева, Николая Галахова, Леонида Фокина, Анатолия
Левитина, Майи Копытцевой, Виктора Коровина, Бориса Шаманова и многих других
авторов.
//