ЗАОЗЕРСКИЙ БОРИС
Борис Константинович Заозерский — русский, советский художник. Родился в Гатчине в 1934 году. Детство провел в блокадном Ленинграде.
Творческий путь Бориса Заозерского начался в благоприятный момент для развития советского искусства. 60-е гг. ХХ века стали новым этапом в эволюции отечественной художественной культуры, когда интерес к наследию художников начала века и изучение примеров недавнего прошлого открыли возможность творческих поисков, оказав тем самым влияние на формирование ленинградской живописной школы послевоенного времени.
В 1959 году Борис Заозерский окончил ЛХУ им. В. Серова, затем в 1965 году Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где его педагогом был Борис Угаров. После продолжил обучение в Творческой мастерской под руководством Виктора Орешникова. Уже в эти годы Заозерский начал преподавательскую деятельность в Высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. Позднее, будучи ведущим педагогом знаменитой ленинградской СХШ, он передал свои знания не одному поколению студентов.
Основные жанры, в которых работал Борис Заозерский — пейзаж, портрет и натюрморт, которому в начале 90-х гг. художник уделяет особое внимание. Предметами для изображения становятся цветы и яблоки. Мастер пишет их так, словно они не являются реальными объектами окружающего мира, но стремится передать образ природы — щедрой и плодородной.
Работы последнего десятилетия одновременно декоративны и натурно убедительны. Художник создает формы, оперируя разноцветными плоскостями, будто выкладывает мозаику, внимательно подгоняя один драгоценный кусочек к другому. Принцип обобщения, отказ от многопланового построения пространства превращает букеты, плоды и ландшафтные виды в символические образы.
Для художника, пережившего блокаду, тема Отечественной войны была одной из самых значимых. К военным сюжетам Борис Заозерский обращался несколько раз, но центральным произведением, повествующем о драматичкских событиях Великой Отечественной войны стала картина «Июнь сорок первого» («Дорога в никуда») – к этой теме художник обращался дважды и последний вариант закончил за год до смерти (ныне хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга).
В 70-е годы Борис Заозерский создает картину «Ижорские сталевары», которая, не смотря на официальную тему, вызвала искренний интерес зрителя на сезонной выставке в Союзе художников. Выполненная в напряженной красно-коричневой гамме, картина получилась живой и убедительной. Автором была проведена серьезная подготовительная работа, создано много эскизов, зарисовок, написано несколько остро схваченных портретов сталеваров.
Все многообразие природы сосредоточилось для художника в местах, где он родился и где проводил каждое лето – в окрестностях Гатчины, в поселке Мариенбург. Артистичный по натуре и одаренный музыкально, мастер тонко чувствовал
окружающий мир. Борис Заозерский черпал вдохновение в кругу близких друзей, среди которых были известные музыканты, певцы и художники. Теплая творческая атмосфера, окружавшая художника, интерес к людям, связь с природой позволили Борису Константиновичу Заозерскому до конца дней сохранить искреннее восхищение миром, бодрость творческого духа и желание работать.
Произведения Б. К. Заозерского находятся в коллекциях Государственного Русского Музея, Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Всероссийском музее А. С. Пушкина, музеях Мурманска, Казани, других городов России, а также в частных галереях Германии, США, Италии, Франции, Швейцарии, Англии, Японии, Кореи. При жизни мастер участвовал более чем в шестидесяти выставках. И после смерти художника, его работы появляются как на юбилейных выставках Санкт-Петербургского Союза художников, так и на персональных выставках в музеях и галереях Петербурга.
Искусствовед Марианна Атрошенко.
Возврат к списку
Творческий путь Бориса Заозерского начался в благоприятный момент для развития советского искусства. 60-е гг. ХХ века стали новым этапом в эволюции отечественной художественной культуры, когда интерес к наследию художников начала века и изучение примеров недавнего прошлого открыли возможность творческих поисков, оказав тем самым влияние на формирование ленинградской живописной школы послевоенного времени.
В 1959 году Борис Заозерский окончил ЛХУ им. В. Серова, затем в 1965 году Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где его педагогом был Борис Угаров. После продолжил обучение в Творческой мастерской под руководством Виктора Орешникова. Уже в эти годы Заозерский начал преподавательскую деятельность в Высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. Позднее, будучи ведущим педагогом знаменитой ленинградской СХШ, он передал свои знания не одному поколению студентов.
Основные жанры, в которых работал Борис Заозерский — пейзаж, портрет и натюрморт, которому в начале 90-х гг. художник уделяет особое внимание. Предметами для изображения становятся цветы и яблоки. Мастер пишет их так, словно они не являются реальными объектами окружающего мира, но стремится передать образ природы — щедрой и плодородной.
Работы последнего десятилетия одновременно декоративны и натурно убедительны. Художник создает формы, оперируя разноцветными плоскостями, будто выкладывает мозаику, внимательно подгоняя один драгоценный кусочек к другому. Принцип обобщения, отказ от многопланового построения пространства превращает букеты, плоды и ландшафтные виды в символические образы.
Для художника, пережившего блокаду, тема Отечественной войны была одной из самых значимых. К военным сюжетам Борис Заозерский обращался несколько раз, но центральным произведением, повествующем о драматичкских событиях Великой Отечественной войны стала картина «Июнь сорок первого» («Дорога в никуда») – к этой теме художник обращался дважды и последний вариант закончил за год до смерти (ныне хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга).
В 70-е годы Борис Заозерский создает картину «Ижорские сталевары», которая, не смотря на официальную тему, вызвала искренний интерес зрителя на сезонной выставке в Союзе художников. Выполненная в напряженной красно-коричневой гамме, картина получилась живой и убедительной. Автором была проведена серьезная подготовительная работа, создано много эскизов, зарисовок, написано несколько остро схваченных портретов сталеваров.
Все многообразие природы сосредоточилось для художника в местах, где он родился и где проводил каждое лето – в окрестностях Гатчины, в поселке Мариенбург. Артистичный по натуре и одаренный музыкально, мастер тонко чувствовал
окружающий мир. Борис Заозерский черпал вдохновение в кругу близких друзей, среди которых были известные музыканты, певцы и художники. Теплая творческая атмосфера, окружавшая художника, интерес к людям, связь с природой позволили Борису Константиновичу Заозерскому до конца дней сохранить искреннее восхищение миром, бодрость творческого духа и желание работать.
Произведения Б. К. Заозерского находятся в коллекциях Государственного Русского Музея, Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Всероссийском музее А. С. Пушкина, музеях Мурманска, Казани, других городов России, а также в частных галереях Германии, США, Италии, Франции, Швейцарии, Англии, Японии, Кореи. При жизни мастер участвовал более чем в шестидесяти выставках. И после смерти художника, его работы появляются как на юбилейных выставках Санкт-Петербургского Союза художников, так и на персональных выставках в музеях и галереях Петербурга.
Искусствовед Марианна Атрошенко.